Некоторые участники минских переговоров выражали сдержанный оптимизм по поводу достигнутых договоренностей о прекращении огня на Восточной Украине и даже называли их успешными. С этим кардинально не согласен глава организации Human Rights Foundation Гарри Каспаров. По его мнению, никакого перемирия на деле не существовало.
«То, что случилось в Минске, – это лишь временная остановка, которую Путин использовал, для того чтобы заполучить больше территорий и удержать инициативу в своих руках», — заявил Каспаров в интервью Wall Street Journal.
Цель президента Путина, по мнению бывшего чемпиона по шахматам, – разрушить украинское государство. Эта цель вписывается в его генеральную стратегию: подорвать Североатлантический альянс и развалить европейские институты. И если он не может добиться этого на поле боя, Путин знает, как действовать другими путями: обнажить слабости европейских лидеров и недостаток политической воли в трансатлантическом партнерстве.
Германия, Франция и даже США поверили Путину на слово, чтобы любой ценой избежать повышения напряженности в конфликте. Тем не менее, нет никаких рациональных оснований полагать, что Путин остановится. «Агрессоры не останавливаются по своей воле, тем более после победы», — утверждает Каспаров.
Запад опасается, что вооружение Украины Путин расценит как провокацию, но Каспаров полностью исключает такую возможность. «Путина нет необходимости провоцировать, он сам стремится к завоеванию территории – так же было с Гитлером и Судетской областью».
Украина заслуживает всяческой поддержки от стран свободного мира – ведь вопреки всему украинцы готовы сражаться. С другой стороны, даже без Крыма и Донбасса население страны составляет 40 миллионов.
Каспаров резко осуждает то, что Обама отказывается соблюдать обязательства о предоставлении Украине гарантий ее суверенитета и территориальной целостности, подписанные еще президентом Клинтоном в 1994 году. Ради этих гарантий страна рассталась с четвертым крупнейшим в мире ядерным арсеналом. У Украины было 1200 ядерных боеголовок – больше, чем у Франции, Великобритании и Китая вместе взятых.
Падение доверия к Белому дому будет иметь обширные последствия далеко за пределами украинских границ, отметил Каспаров. Иран из этой ситуации может заключить, что ядерное оружие жизненно необходимо для защиты государственных границ. То же самое могут подумать и Япония, и Южная Корея, которым приходится жить по соседству с набирающим силу Китаем.