Украинские атомщики методично выходят из-под контроля «Росатома», налаживая общемировые рыночные отношения. «Росатом» сопротивляется
10 марта нынешнего года в Киеве побывал Денни Родерик, президент и генеральный директор компании Westinghouse. Это всего лишь третий его визит в Украину за время независимости нашей страны.
Родерик провел официальные встречи с президентом Украины Петром Порошенко, премьер-министром Арсением Яценюком, министром энергетики и угольной промышленности Владимиром Демчишиным. И подтвердил возможность для украинского атомного сектора уйти от российской монополии.
Визит Денни Родерика связан с окончанием инспекционной проверки обновленных топливных сборок ТВС-W компании Westinghouse, которые находились в исследовательской эксплуатации на энергоблоке №3 Южно-Украинской АЭС. После непосредственной эксплуатации блоки были подвергнуты проверке на испытательном стенде с 15 февраля до 1 марта 2015 года.
Инспекция проходила под контролем представителей компании-производителя, а также специалистов «Атомремонтсервиса» и Южно-Украинской АЭС. Проверка завершила перечень необходимых мероприятий и операций, а ее результаты подтвердили возможность полностью загрузить активную зону ядерного реактора Южно-Украинской АЭС исключительно американским топливом. Еще в ноябре на ЮУАЭС были завезены 42 свежие сборки Westinghouse, которые в марте, во время плановой загрузки, отправятся в реактор.
«В рамках проведенной работы прошла инспекция 6 штук ТВС-W, отобранных согласно рекомендациям Westinghouse и отработавших 3-4 топливные кампании в активной зоне энергоблока №3 ЮУАЕС. Измерения прошли в объеме программы инспекции, согласованной с Госатомрегулирования Украины. По предварительным данным, можно сделать вывод об отсутствии замечаний к этим топливным сборкам», – заявил Алексей Арванинов, начальник отдела ядерной безопасности ЮУАЭС.
Договор с «Энергоатомом» о существенном расширении поставок ядерного топлива на атомные электростанции Украины до 2020 года был подписан в конце 2014 года. Однако Westinghouse может значительно потеснить Россию не только на рынке свежего ядерного топлива, но и в сфере его производства и утилизации отработавшего топлива, модернизации существующих и строительстве новых энергоблоков.
Реальный конкурент
На сегодня компания Westinghouse является крупнейшим мировым производителем топлива для ядерных реакторов с водой под давлением (PWR), в том числе разработанных Россией водо-водяных энергетических реакторов (ВВЕР) – с ними Westinghouse работает уже более 20 лет. А также кипящих ядерных реакторов (BWR) и улучшенных газоохлаждающих ядерных реакторов (AGR). Westinghouse поставляет ядерное топливо на 145 атомных станций, 65 из которых расположены в Европе.
Компания владеет десятью объектами производства ядерного топлива по всему миру. Два из них находятся в Европе: SpringfieldsFuelsLimited в городе Престон (Ланкашир, Великобритания) и Westinghouse ElectricSweden в городе Вестерос (Швеция). Это позволяет компании быть крупнейшим поставщиком ядерного топлива в Европе и единственным альтернативным производителем топлива для российских реакторов типа ВВЭР.
Президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский утверждает, что за весь период сотрудничества с Westinghouse (около 10 лет) уровень цен на ядерное топливо был не выше, чем цены на аналогичную продукцию российской компании «ТВЭЛ».
«ТВЭЛ» поставляет «Энергоатому» топливные сборки, которые включают в себя услуги по добыче природного урана, по конверсии, по изотопному обогащению и изготовлению ядерного топлива. А контракт «Энергоатома» с компанией Westinghouse предусматривает изготовление американской компанией ядерного топлива из обогащенного урана, поставленного «Энергоатомом». Но для более точного сравнения цен на топливо обеих компаний нужны расчеты», – все же отмечает чиновник.
Вместе с тем декабрьская договоренность Westinghouse с «Энергоатомом» предусматривает реакцию на возможные форс-мажорные обстоятельства при поставке российского топлива: в документе прописано поэтапное расширение поставок ядерного топлива до тех показателей, которые можно считать реальной диверсификацией поставок (не менее 35% от потребностей украинской атомной отрасли. – Forbes).
Кроме того, Денни Родерик подтвердил готовность своей компании к участию в строительстве завода по производству ядерного топлива на территории Украины: «Если Украине будет необходимо, мы рассмотрим такую возможность». До сих пор на строительстве украинского завода по производству собственного ядерного топлива настаивает только российская компания «Росатом».
Правда, со времени победы на конкурсе по строительству этого завода российская компания успела значительно пересмотреть условия. Новые сильно обременяют Украину, а потому совершенно не устраивают нашу страну. Да и острая необходимость в этом заводе исчезает с возможностью использования альтернативного топлива Westinghouse.
Новые блоки не ко времени
Еще одним нюансом является то, что с приходом Westinghouse Россия теряет две площадки по достройке новых блоков АЭС, возводившихся под российские реакторы ВВЭР. Речь идет о 3-м и 4-м блоках Хмельницкой АЭС. На самом деле Россия и здесь сначала поменяла конкурсные условия финансирования, с которыми выиграла конкурс по достройке, потом поменяла технические параметры, а затем – и сам проект. В итоге для Украины стоимость достройки возросла в три раза, причем без гарантии самой постройки.
Можем помочь с технологической диверсификацией проектов и решений от Mitsubishi, Areva, Toshiba, Hitachi, General Electric. Через нас можно работать со всеми международными производителями и поставщиками реакторов
Денни Родерик, президент и гендиректор компании Westinghouse
И хотя сегодня постройка новых блоков не является для Украины острой необходимостью, у нее появилась возможность оценить предложения на рынке. Блоки ВВЭР – исключительно российский стандарт, а это очень ограниченный рынок. В то же время Westinghouse сотрудничает со всеми ведущими мировыми компаниями, работающими в сфере атомной энергетики. Юрий Недашковский подтвердил, что с Westinghouse ведутся консультации как по финансовым вопросам достройки блоков, так и по технологическим.
Подразделение Westinghouse – компания ElectricCompany (часть группы компаний ToshibaCorporation) – фактически выступает мировым лидером по поставкам продукции, технологий и комплектующих для атомных электростанций. По словам Денни Родерика, компания может строить все типы реакторов, так как сотрудничает со всеми ведущими производителями мира: «Можем помочь с технологической диверсификацией проектов и решений от Mitsubishi, Areva, Toshiba, Hitachi, General Electric. Через нас можно работать со всеми международными производителями и поставщиками реакторов».
Но на данный момент, по словам Недашковского, первоочередной задачей НАЭК «Энергоатом» является миссия продления срока эксплуатации девяти ныне действующих блоков-миллионников отечественных АЭС до 2020 года. «Увы, наши блоки практически отработали свои сроки эксплуатации – 30 лет. И если мы не сможем обеспечить все мероприятия по их продлению – новые блоки нам не помогут. В «Энергоатоме» даже есть такая программа «9 блоков за 6 лет». К работе планируется привлечь 35 000 сотрудников «Энергоатома», – пояснил он.
Продлеваем ресурс
На сегодня в Украине есть 15 работающих блоков на четырех АЭС. На трех блоках срок эксплуатации уже продлен, это 1-й и 2-й блоки ВВЭР-440 на Ровенской АЭС и 1-й блок ВВЭР-1000 на Южно-Украинской АЭС. Еще три блока – 2-й блок Хмельницкой АЭС и 4-й блок Ровенской АЭС, введенные в эксплуатацию в 2004 году; а также 6-й блок Запорожской АЭС (1995 год) – еще имеют значительный резерв эксплуатации. А вот остальные нуждаются в обновлении.
№ п/п | Название АЭС |
№ блока, мощность, дата ввода в эксплуатацию |
№ блока, мощность, дата ввода в эксплуатацию |
№ блока, мощность, дата ввода в эксплуатацию |
1. | Хмельницкая АЭС |
1-й блок ВВЭР-1000 – 1987 год |
2-й блок ВВЭР-1000 – 2004 год |
------- |
2. | Ровенская АЭС | 1-й и 2-й блоки (ВВЭР-440) – 1980-1981 годы. Срок эксплуатации продлен |
3-й блок ВВЭР-1000 – 1986 год |
4-й блок ВВЭР-1000 – 2004 год |
3. | Запорожская АЭС | 1-4-й блоки ВВЭР-1000 – 1984-1987 годы | 1000 – 1989 год | 6-й блок ВВЭР-1000 – 1995 год |
4. | ЮУАЭС |
1-й блок ВВЭР-1000 – 1982 год. |
2-й блок ВВЭР-1000 – 1985 год. |
3-й блок ВВЭР-1000 – 1989 год |
По мнению Юрия Недашковского, перед «Энергоатомом» стоит просто беспрецедентная задача – за шесть лет продлить сроки эксплуатации девяти блоков-миллионников. Облегчает ее тот факт, что это серийные блоки, то есть технические мероприятия для них практически идентичные.
На сегодня в мире ресурс продлен у порядка 70 блоков на разных станциях. Но это был не комплексный подход, а фрагментарные решения. Например, большая компания – Electricity de France – продлила ресурс всего одного блока. А теперь ей надо в ближайшее время продлить ресурс еще на 50 блоков, и она выделила под это дело 70 млрд евро. Но ее специалисты говорят, что готовы изучать любой опыт, в том числе и украинский.
Два ровенских реактора – 1-й и 2-й блоки мощностью по 440 МВт – это малая серия, и никто из мировых специалистов не верил, что их ресурс можно продлить. Но специалисты «Энергоатома» сумели это сделать: два блока отрабатывались 10 лет, на них практически тренировались. 1-й блок ЮУАЭС – блок малой серии, очень специфический и самый тяжелый. При его отработке многие технические решения вырабатывались прямо в ходе подготовки мероприятий по обновлению. Авария на японской АЭС «Фукусима» в 2011 году позволила найти и разработать совершенно новые технические решения по безопасности – более прогрессивные, чем были до этого.
«Достигнутый в процессе выполнения всех необходимых мероприятий уровень безопасности энергоблока соответствует уровню безопасности других действующих энергоблоков АЭС Украины. К тому же Южно-Украинская станция – это единственная станция, на которой в полном объеме выполнены все постфукусимские мероприятия», – заявил Вячеслав Кузнецов, и.о. гендиректора Южно-Украинской АЭС, в декабре 2013 года.
На сегодня, как уверяет Юрий Недашковский, по реконструкции серийных блоков в «Энергоатоме» есть все технические и концептуальные решения, которые согласованы с Госатомрегулирования. Есть несколько специфических, они уже прошли обсуждение и будут согласованы в ближайшее время. Но появились силы, которые придерживаются иной точки зрения.
Палки в реакторы
На следующий день после визита Денни Родерика представители Национального экологического центра Украины (НЭЦУ) выступили с заявлением, что они не уверены в безопасности работы 1-го блока ЮУАЭС после мероприятий по продлению срока эксплуатации. Это при том, что сам блок благополучно, без всяких замечаний, уже отработал больше года – его запуск после реконструкции был разрешен 28 ноября 2013 года.
Тогда коллегия Государственной инспекции по атомному регулированию Украины одобрила продление на 10 лет (до 2 декабря 2023 года) срока эксплуатации первого энергоблока Южно-Украинской АЭС. «Подтверждена возможность безопасной эксплуатации энергоблока №1 Южно-Украинской АЭС в сверхпроектный срок. Энергоблок №1 удовлетворяет требованиям по целевым критериям безопасности», – сказала Елена Миколайчук, глава Госатомрегулирования.
2-3 млрд гривен составляет стоимость реконструкции одного блока
Удивительно, что специалисты НЭЦУ, которые декларируют защиту окружающей среды, никогда не предъявляли претензий собственникам тепловых электростанций или добывающих компаний. Зато методично делают заявления насчет атомной энергетики. Причем в данном случае выразили претензии по поводу неудовлетворительного состояния металла корпуса реактора. И потребовали провести повторную экспертизу. Это претензии годичной давности, на которые ранее уже даны были ответы, в том числе и в суде.
В частности, Николай Зарицкий, заместитель директора департамента управления продлением эксплуатации «Энергоатома», специалист по радиационному металловедению, заявлял, что состояние металла корпуса реактора прошло детальную проверку специалистами Национальной академии наук, а образцы-свидетели были предоставлены международным организациям и также проходили надлежащую проверку.
Госатомрегулирования отметила, что по просьбе НЭЦУ инспекция уже предоставляла центру исчерпывающую информацию о работах по продлению срока эксплуатации энергоблока №1. А в сентябре 2014 года даже Окружной административный суд Киева подтвердил правомерность продления Государственной инспекцией ядерного регулирования в декабре 2013 года срока эксплуатации энергоблока №1 Южно-Украинской атомной электростанции (Южноукраинск, Николаевская область) на 10 лет.
Зачем специалисты НЭЦУ снова поднимают заведомо проигрышную тему, остается только догадываться: кому выгодно, чтобы в Украине сорвалась кампания по продлению сроков эксплуатации атомных блоков? НЭЦУ – это организация, которая работает на пожертвования от разных фондов и благотворителей. Однако последний аудит компании проходил аж в 2011 году. Возможно, компетентным органам стоило бы проверить финансовую отчетность и деятельность этой организации.
Стоимость реконструкции одного блока составляет порядка 2-3 млрд гривен, все зависит от курса гривны. Но эта сумма растягивается на несколько лет – такова процедура. Финансирование мероприятий по продлению срока эксплуатации атомных блоков будет проходить за счет средств международных банков и составляющей в отпускном тарифе.
Нацкомиссия по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг должна на днях обсуждать вопрос пересмотра тарифов. НАЭК «Энергоатом» передала все расчеты и надеется, что отпускной тариф поднимут уже в мае. Любой скандал может негативно отразиться и на решении Комиссии, и на общественном мнении.
Инна Коваль
Фото Shutterstock
Название АЭС