В Украине умирает частная инициатива

В Украине умирает частная инициатива

Официальная статистика под­тверждает: количество ЧПшников сокращается катастрофическими темпами.

 

В Минюсте подсчитали, что в прошлом году закрылось на 412,2 тыс. больше СПД, чем зарегистрировано новых. За первый квартал 2015 г. разница между ликвидированными и новосозданными СПД составила 95,7 тыс.

 

Для сравнения: за первые три месяца 2014 г. число закрытых ЧП превышало зарегистрированные только на 1,5 тыс.

 

«Вымирание» предпринимателей во многом связано с военным конфликтом и оккупацией значительной части территории Украины. Показатели Крыма и Донбасса повлияли на картину по стране в целом. «От того, что клиенты не могут вести деятельность на территории АТО, страдают и другие сопряженные бизнесы — логистика, консалтинг и так далее», — поясняет управляющий партнер ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев. По ЧПшникам также бьет экономический кризис и девальвация гривни. По оценкам ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса «Центр», порядка 30-35% предпринимателей в Украине торгуют импортом в рознице или мелкооптовыми партиями. Из-за троекратного подорожания доллара они очутились на грани выживания. Проблему усугубило наличие у предпринимателей выросших в цене валютных займов и дефицит оборотных средств из-за практически полной остановки банковского кредитования.

 

Около 30-35% предпринимателей в Украине торгуют импортом. Из-за троекратного подорожания доллара они очутились на грани выживания.

 

Впрочем, тотальное закрытие СПД частично могло быть связано и с чисто техническими причинами. «В последнее время процедура регистрации прек­ращения СПД была значительно упрощена. Раньше СПДшники должны были ждать окончания налоговой проверки, а это «вечность». Теперь сначала вносится информация о прекращении СПД, а потом идут проверки. Благодаря этому очередь из закрытия, которая копилась годами, быстро рассосалась», — рассказывает адвокат, руководитель департамента АФ «Грамацкий и Партнеры» Игорь Реутов. Кроме того, от своих СПД избавляются уволенные штатные сотрудники, которых ранее работодатели регистрировали частными предпринимателями для снижения нагрузки на фонд оплаты труда.

 

Инфографика «ВД»


В первом квартале количество вновь зарегистрированных ЧПшников снова показало слабый рост — на 2 тыс. против первого квартала 2014 г. Но это, скорее всего, не имеет ничего общего с оживлением частной инициативы. «Из-за кризиса некоторые категории работодателей, например, в сфере медиа, маркетинга, IT, стали активнее переводить наемных работников на другие формы занятости, в том числе предпринимательскую деятельность», — говорит управляющий партнер юридической компании CH&K Associates Любомир Кузюткин.

 

Свою роль сыграли и изменения в Налоговый кодекс, вступившие в силу в 2015 г. Они отчасти упростили жизнь ЧПшникам.

 

Для третьей, наиболее многочисленной группы физлиц-СПД, под которую подпадает львиная доля предпринимателей, работающих с компаниями по трудовым договорам, ставка налога была снижена с 5 до 4% годового дохода, если «упрощенец» не является плательщиком НДС, и с 3 до 2% с полученного дохода при условии уплаты данного налога. Это удешевило схемы обналички средств через ЧП-шников и повысило к ним интерес предприятий.

 

«Государство так и не предложило качественно нового механизма противодействия схемам. Неудивительно, что их продолжают беспрепятственно использовать», — сообщил юрист ЮК «Грищенко, Пронин и Партнеры» Андрей Некрасов.

 

СПДшники отдали казне 2,57 млрд грн

 

Государственная фискальная служба (ГФС) зафиксировала рост уплаты единого налога в первом квартале 2015 г. Несмотря на повальное закрытие СПД, в сводный бюджет предприниматели уплатили 2,57 млрд грн. против 2,35 млрд за первый квартал прошлого года.

 

Такую стабильность налоговых поступлений от частников эксперты связывают с несколькими причинами. «Возможно, при закрытии СПД налоговая в ходе проверок доначисляет суммы. Кроме того, в последние несколько месяцев многие суды начинают закрывать глаза на нарушения налоговиков, допущенные в ходе проверок, и принимать сторону фискальных органов. В связи с этим могли увеличиться и налоговые поступления в бюджет», — допускает Михаил Можаев.

 

Опубликовано в ежемесячнике «Власть денег» за май 2015 г. (№5/430)

Источник: Деловая столица

03.05.2015
Экономика
 
 
 

Стрічка новин