Парламентарии боятся, что попадут на этот конвейер
В Верховной Раде начались сокращения. Вчера, хоть и с проблемами, депутаты дали согласие на то, чтобы лишить мандатов двух своих коллег.
И это только начало: ожидается, что по разным причинам сдать депутатские корочки или лишиться неприкосновенности могут еще девять народных избранников.
Однако уже сейчас ясно, что история с прореживанием депутатского корпуса простой не будет.
Как из изгоя сделать героя
Началось все с того, что парламентариям пришлось голосовать за лишение мандата нардепа «Самопомощи» Андрея Мирошника. История известная: «самопомощника» поймали на смс-переписке с дамой сердца (которая явно не его жена), в которой он сообщил, что купил путевку на Мальдивы за 300 тысяч гривен, при этом изрядно облапошив «шефа» (который мало того, что приходился братом жены, да еще и являлся депутатом от той же фракции). Совокупность обстоятельств привела к тому, что Мирошник написал заявление о сложении полномочий, и казалось, что проблем с «уходом по собственному желанию» возникнуть не могло. Но они возникли. Только с пятого раза хватило голосов для решения столь простого вопроса. Следующего нардепа — Степана Барну, ставшего тернопольским губернатором, лишили мандата с первого же захода. Но осадочек остался.
И он сильно встревожил лидера фракции БПП Юрия Луценко, который усмотрел в срывах голосования недобрый знак: «У меня есть плохое ощущение, что это является подготовкой к провалу результативного голосования по представлению генерального прокурора... Тенденция такого, «под смешки», голосования ведет к тому, что может быть по инерции провалено представление на двух наших коллег, которые подозреваются в уголовных преступлениях».
Речь идет об экс-комбате «Айдара»из группы «Сила народа» Сергее Мельничуке и внефракционном Сергее Клюеве (брате экс-главы Администрации президента при Януковиче). Оба представления о снятии депутатской неприкосновенности от генпрокурора уже находится в Раде. А Луценко проанонсировал, что будет еще пять.
При этом Луценко прав: многие депутаты не горят желанием «проливать кровь» собратьев, даже если это не их союзники. Так, ничем не связанный с Клюевым и Мельничуком внефракционный нардеп Борислав Береза заявил: «Я хочу увидеть, что им инкриминируют, на основании чего внесено представление. В Украине еще никто не отменял презумпцию невиновности».
О неподтвержденности обвинений в свой адрес вчера говорил и Мельничук. «На первой странице написано, что мне, как командиру военной части, инкриминируют, что я в мае — сентябре 2014 года создал преступную группировку, которая занималась разбоем, похищениями, — рассказал он в эфире «5 канала» в среду вечером. — То есть со дня, когда мы приехали в Луганскую область, когда к нам пришли первые местные добровольцы, потом приехали с Майдана, когда Надя Савченко к нам прибыла, мы тогда создали преступную группировку». По словам экс-комбата, ему инкриминируют связь с лицами, совершившими преступления уже в тот период, когда он «Айдаром» не руководил, добавив, что в розыск уже объявлено более 400 бойцов «Айдара».
«Если сдать одного...»
Неофициально депутаты даже в Блоке Порошенко относятся к перспективе снятия неприкосновенности скептически. «Многие считают, что если сдать одного, то это поставят на конвейер, и никто не уверен, что не окажется на этом конвейере, — сказал «Вестям» источник в БПП. — А зачем Луценко анонсирует еще пять представлений, вообще непонятно — потому что это только усиливает желание всех сопротивляться». «Я не думаю, что речь пойдет обо всех семи, — считает и политолог Владимир Фесенко. — Однозначно попробуют снять неприкосновенность с Клюева и Мельничука. По моей информации, голоса за это есть».
Дмитрий Коротков , Юлия Май